Основная информация
Фестиваль в Няма обычно проходит весной, когда стоит прекрасная погода, цветут сотни цветов, природа просыпается и наполняется жизненной энергией, маис и рис на полях дают обильные урожаи.
В это время деревенские жители обычно собираются для того, чтобы рассказать друг другу рассказы или поэмы о героях – Дам Сане, Ибане, Дамзи, Итхоа.
По случаю фестиваля мужчины в деревне делают из дерева статуи своих родственников и животных - оленей, ланей для украшения могил. Они делятся друг с другом советами, как играть на гонгах звучно, сильно и трогательно. Девушки усердно вышивают, плетут красивые браслеты и ожерелья. В семьях, где есть недавно умершие, чинят могилы и ставят деревянные статуи, готовят копья и палаши, луки и стрелы для жертвоприношения умершим. Все могилы торжественно украшаются. Вокруг могил ставят высокие и разноцветные бамбуковые шесты. Посетители в большом количестве приходят на могилы и приносят дары умершим.
Официально фестиваль начинается танцем «Конг тиенг» со звуками гонга. В течение трех дней и ночей фестиваля все вместе оживленно танцуют и поют вокруг небольшого кувшина с вином, который означает «закваску жизни».
Красивые девушки в чудесных костюмах, похожие на фей, выходят из леса с песнями и танцами. Они гибко и ловко танцуют, одобряемые приветственными голосами.
По окончании танца следует выступление юношей деревни, возглавляемых сильным и красивым мужчиной, похожим на витязя. Он одет в набедренную повязку с бахромой, серебряный пояс и приколотыми перьями фазана на голове. Он танцует и одновременно бьет в барабан впереди себя, производя сильные и волнующие звуки лесов западного плоскогорья.
Затем следует выступление десяти старцев. Они танцуют «танец с палкой» - старинный танец, который юноши деревни не могут танцевать также талантливо, как они.
За старшими идут шесть мускулистых парней, несущих большой барабан, звуки которого возвещают о сборе присутствующих.
Танцы под барабан – это кульминация фестиваля, когда все другие танцы временно приостанавливаются. Молодые люди в красивых костюмах выпрыгивают из толпы, опьяняюще танцуют и опять исчезают в толпе, уступая место симпатичным девушкам. Они танцуют и пускают по ветру тонкие полоски разноцветных расшитых шелковых полосок. На их запястьях надеты серебряные браслеты, которые, ударяясь друг об друга, также создают веселые звуки. Благодаря своим красивым разноцветным костюмам девушки становятся похожи на испуганные души на отвесной скале. Звуки барабана и гонга перекликаются и похожи на разговор луны и солнца в традиционной религии.
В течение трех дней они танцуют вокруг домов, кувшинов с вином и большой сковородки. Они пьют, едят и играют. Не только деревенские жители, но и жители из прилежащих районов приходят поучаствовать в фестивале, наполняя западное плато жизнерадостностью и любовью.